Гид: Солнечная Португалия. Часть 3. «Porto»

Корреспондент ВЕСТНИК.Jr Сергей Р. отправился в путешествие по Португалии и поделился своими впечатлениями от поездки. 

Небольшой гид разделен на 4 части: 

  1. Салитре. Дениэл и Патрисия | читать
  2. Эшпорау и Монсараш. Вино и замок-крепость | читать
  3. Архитектура Порту. Главные «споты»
  4. Традиционные блюда Португалии. Как приготовить их дома?

Порту — уникальный город. Именно с него начинается название всей страны - Португалии. Изначально город назывался — «Cale» (греч. «прекрасный). Потом добавилось «Portus» («порт). Со временем Portus Cale, начали называть местность, где находился город. И только потом стало названием всего государства. 

Второй по величине и значимости город страны, северная столица государства и родина портвейна. У Порту совершенно другой, особый ритм, который не похож ни на один европейский город. Полностью прочуствовать атмосферу Португалии невозможно без посещения «Северной столицы». 

Иногда местные называют «Invicta» («непокоренный», лат.). Порту был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году благодаря средневековым зданиям и церквям в стиле барокко.

Архитектура Порту

Архитектура Португалии, да и все составляющие культуры Португалии, основаны на истории страны. Несколько различных народов в разное время оказывали влияние на общекультурные явления в стране. Это римляне, германские народы, арабы. Позднее на архитектуру страны влияли общеевропейские архитектурные стили, получившие распространение в определённые периоды. К ним относят романский, готический стиль, архитектуру Возрождения, барокко и классицизма.
Из коренных португальских архитектурных стилей выделяется мануэлино — португальский вариант поздней готики, и помбалино — смесь позднего барокко и классицизма, получившая распространение после Лиссабонского землетрясения 1755 года.

Порту не пострадал от землетрясения 1755 года, уничтожившего Лиссабон, поэтому старинная архитектура сохранилась намного лучше, чем в столице - Лиссабоне. Церкви ораторианцев и кармелитов украшены внутри позолоченной резьбой, а снаружи — настоящими панно из изразцовых плиток с кобальтовым рисунком, которые в Португалии выделяют как особый вид искусства - «азулежу». Считается, что секрет изразцовых плиток в начале XVI века вывез из Испании король Мануэл I. Бело-синие азулежу стали популярны позже, уже в XVII столетии, когда в моде была делфтская керамика.

Уникальность Порту в том, что здесь средневековые и современные здания живут соседствуют друг с другом, но при этом находятся в своеобразной гармонии. Сама структура и география города завораживает, но требует физической подготовки - Порту очень холмистый с вырезанными в камне ступенями и извилистыми узкими улочками, выложенными брусчаткой. 

Понять и прочувствовать Порту получается не сразу. Он раскрывает свое очарование со временем, после нескольких посещений. Не стоит спешить, бродя лабиринтам древних улиц, нужно поймать особый неспешный ритм Португалии, тогда и Порту покажет свой богемный облик. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основные туристические «споты» Порту.

Мост Понти-ди-Дон-Луиш I (Ponte Luís I)

Город находится в устье реки Дору (в Испании ее называют Дуэро). В 1870-е годы правительство решило соединить два крутых берега железнодорожным мостом. В объявленном конкурсе победил проект Гюстава Эйфеля. Ажурный мост, названный в честь Марии-Пии Савойской, супруги короля Луиша I, для своего времени был инженерным рекордом мирового значения: длина его пролета — 160 метров, а высота — 60. Он соединяет Порту и город Вила Hова де Гайя, хотя многие ошибочно считают оба берега одним городом. 

 

Вокзал Сан-Бенту (São Bento)

Изначально Порту был прежде всего портом. После того эпоха океанского могущества уже была давным-давно в прошлом, сто лет назад появился новый транспортный центр, уже сухопутный, — железнодорожный вокзал Сан-Бенту. Архитектор Жозе-Маркеш да Силва ориентировался на французский стиль боз-ар, но главный вестибюль оформлен «по-португальски»: его украшают панно из азулежу на исторические сюжеты. 

Трамваи Порту 

Именно в Порту появились первые трамваи на всем Иберийском полуострове. С 1872 года, что раньше, чем в Лиссабоне, где желтые трамваи являются символом города. Построенные еще в конце XIX века трамваи до сих пор ходят по трем маршрутам: 1, 18 и 22.

Площадь свободы (Praça da Liberdade)

Площадь окружена постройками XIX–XX веков, в которых в настоящее время расположены банки, рестораны, гранд-отели и офисы компаний. Посреди площади стоит памятник королю Педру IV, который подарил Португалии конституцию. Замыкает площадь украшенное 70‑метровой башней необарочное здание городской администрации.

Башня и церковь Клеригуш (Torre dos Clérigos, Igreja dos Clérigos)

Башня-колокольня Клеригуш самая высокая в Португалии и видна из любой точки города. Этот символ Порту раньше был ориентиром для кораблей, которые заходили в его гавань. Башня высотой 75 метров является колокольней одноименной церкви, возведенной в XVIII веке в стиле барокко.

Книжный магазин Лелло (Livraria  Lello & Irmão)

Книжный магазин Lello & Irmão, один из старейших книжных магазинов Португалии, основанный в еще 1881 году.  Он сочетает в себе стили ар-деко и больше похож на библиотеку. Магазин был спроектирован инженером 19-го века Франциско Ксавье Эстевесом и пользуется огромной популярностью у туристов. 

Но такая фантастическая слава пришла к магазину из-за книг о Гарри Поттере, так как постоянным посетителем была автор знаменитой магической саги - Джоан Роулинг (в период её работы в Порту преподавательницей английского языка). Предположительно именно «Лелло» послужил прототипом магазина волшебных книг «Флориш и Блоттс» и «Хогвартса».  Одежда португальских студентов также легла в основу образа учеников «Хогвартса». Имя португальского диктатора Салазара узнаваемо в названии факультета Слизерин.

 

«Часовня Душ» (Capela das Almas de Santa Catarina) и Руа де Санта-Катарина (Rua de Santa Catarina) (местный Арбат)

Часовня Алмаш ("Капелла душ") - самый яркий пример использования азулежу в Порту. Часовня была построена в XVIII веке и не отличалась ничем особенным. Но в 1929 году стены часовни были украшены шестнадцатью тысячами изразцами, после чего эта достопримечательность Порту стала самой "голубой" среди всех церквей города. Автором этой работы был художник и гончар Эдуардо Лейте. Панно изображают «смерть святого Франциско Ассизского», «Святой в присутствии Папы», «Мученичество св. Екатерины».

Часовня находится в середине пешеходной улицы Санта-Катарина, наиболее типичной артерии города, знаменитой своей уличной торговлей, своеобразным «португальским Арбатом»

Рынок Больян (Mercado do Bolhão)

Рынок Больян является самым символичным и знаменитым рынком Порту. Сам рынок появился еще в 1850 году, а его нынешнее здание, построенное по проекту архитектора Антониу Куррейя да Сильва, было открыто в 1914 году. Здание в неоклассическом стиле обладает уникальной структурой в два этажа, внутренним двором и большим количеством заведений с наружной стороны, выходящих на четыре ограничивающие рынок улицы: Фернандеш Томаш с севера, Александре Брага с востока, Формоза с юга и Са-да-Бандейра с запада.

Несмотря на некоторый упадок (в настоящее время здесь идут одни из самых больших реставрационных работ в Порту), это место, где жители города покупают рыбу, мясо, овощи и цветы, а также место посещения политических и общественных деятелей по самым различным поводам.

 

Квартал и набережная Рибейра (Cais da Ribeira)

Рибейра является одним из стариннейших районов Порту. Он находится в историческом центре города и выходит к реке Дору. Еще в средневековье это был торговый и производственный центр города. Во время прогулок по узким улочкам, создается впечатление, что Ривейра был брошен на произвол судьбы, и дома здесь не реставрировались много лет, но особая атмосфера Порту и заключается в их ветхости, покосившихся ставнях, облупившихся фасадах, разноцветном белье, которое сушится на крохотных балконах. Некоторые дома до сих пор стоят на римском или средневековом фундаменте.

Набережная Рибейра — это визитная карточка Порту. Здесь устроено множество кафе и ресторанчиков, магазинчиков, да и сами дома очень живописны. Также открывается потрясающий вид на город Вила Hова де Гайя

 

Канатная дорога  Вила Hова де Гайя (Teleférico de Gaia)

Эта канатная дорога была построена в 2011 году. Она соединяет старую часть города Вила Нова де Гайа (верхняя платформа) с набережной (нижняя платформа), на которой расположены погреба с портвейном, множество кафе и ресторанов. Наверху же находится парк Jardim do Moro и смотровая площадка с видом на город.

Несмотря на то, что она известна как канатная дорога Порту, фактически она проходит по другой стороне реки, где находится город Вила Нова де Гайа (Vila Nova de Gaia). Дистанция дороги в 562 метра. 

Сергей Р. специально для ВЕСТНИК.Jr

Метки

Поделиться


В соц.сетях
rss fb vk vk

-
-