История: Картина Бунина "Рыбная Ловля"

1903 году произошел «забавный» инцидент на выставке с.-петербургского общества художников в Пассаже. Хотя забавного по тем временам было мало, и произошедшее расценивалось, как дерзость и пошлость. На выставке была продемонстрирована картина-карикатура на Толстого, Чехова и Репина, представленных в виде рыболовов, стоящих по колено в воде.

«Рыбная ловля» — именно так называлась «неоднозначная» картина, вызвала настоящий скандал. Автором полотна являлся Бунин Наркиз Николаевич — художник-баталист, запечатлевший боевые эпизоды трех войн, «лучший изобразитель строевой лошади», как его величали современники…

Сама идея художника была оригинальной, и выражала собой явный протест в возвеличивании и поклонении культу личности. Но в литературных и художественных кругах замысел художника представлялся вопиющей дерзостью и хамством.

У этого полотна была маленькая предыстория.

В культурных кругах того времени было известно насколько прочна была дружба Толстого с Репиным. Ведь именно Репину удалось написать самое большое количество портретов великого гения русской литературы.

Л.Н.Толстой и И.Е.Репин в Ясной поляне, .

Л.Н.Толстой и И.Е.Репин в Ясной поляне, .

Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.

Илья Ефимович Репин: Л. Н. Толстой босой. 1901

Илья Ефимович Репин: Л. Н. Толстой босой. 1901

Идея Репина вполне была очевидна — передать образ графа Толстого во всей его естественной простоте. Кстати, впервые образ «босого Толстого» появился уже в 1891, но «официальным» полотном, завершенным мастером, считается картина 1901 года. Её и выставлял художник на всеобщее обозрение на той же самой выставке, где спустя два года прогремит «ответная» картина уже другого мастера живописи…

Известно, что в последние годы своей жизни Толстым все сильнее завладевали духовные искания, и он все меньше уделяет внимание быту, практически во всем стремясь к аскетизму и «опрощению». Граф занимается тяжелым крестьянским трудом, спит на голом полу и ходит босиком до самых холодов, подчеркивая тем самым свою близость к народу.

«Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Илья Репин

Рассказывают, что когда Толстой узнал о таком своем портрете, он написал Репину:

«Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.

Знал ли Лев Николаевич о том, что его ближайший друг и товарищ Илья Репин выставит именно эту картину, и знал ли он вообще о существовании этой картины? — думается, знал, и из вышесказанного обращения писателя к художнику ясно, что он не совсем был доволен изображением себя на картине без сапог. Но в таком случае, что должен испытывать великий писатель, узнав о появлении на выставке картины, где он фигурирует не то что босым, а уже без самых необходимых принадлежностей туалета всякого мужчины?

07 мая (24 апреля) 1903 года, выдержка из газеты «Новое время»

Новое время газета

В Ясной Поляне

«…Льва Николаевича в его деревенском уединении так мало интересуют пресловутые «злобы дня», которыми дышит город. Положим, он все знает, за всем следит, все читает. Спросишь его о чем ни будь, и на все получаешь спокойный ответ. Даже такие вопросы, которые казалось бы касались лично его, не вызывают в нем ни малейшего волнения.
— Видали вы картину Бунина? — спросил я.
— Видал на снимке.
— Ну, что скажите?
— Ничего. Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему…»

Л.Н.Толстой

Лев Толстой 1903 г.

Позже, резюмируя итоги шумихи вокруг «Рыбной ловли», столичное издание «Гражданин» констатировало: «Это была неделя оголенного Толстого». А в обществе разразилась дискуссия на темы: «Хорошо ли показывать знаменитости без порток», «Можно ли писать на мерзкой картине «мерзость»» и «Ловит ли вегетарианец Толстой рыбу».

Источник

Метки

Поделиться