История: Как Анна Коулман Лэдд восстанавливала лица в начале XX века?

Одной из проблем во время и после Первой мировой войны стала помощь обезображенным военнослужащим, получившим ожоги или ранения лица. Альтернативой зарождавшейся тогда же пластической хирургии были медные маски, скрывающие последствия таких ранений.

Первая мировая война дала толчок развитию различных медицинских методик, поскольку раненых было много, и для многих случаев зачастую просто не находилось аналогов в военно-полевой медицине предыдущих лет (например, отравление газами). Лечить же и отправлять военнослужащих обратно на фронт требовалось очень быстро, чтобы не допустить перевеса противника в живой силе.

Американский скульптор Анна Коулман Лэдд (Anna Coleman Ladd) называла главным делом своей жизни помощь людям, изуродованным войной. С 1917 года в своей парижской студии, оплачивать которую помогал Красный крест, она создавала реалистичные маски для солдат, лица которых были обезображены во время Первой мировой.

Анна Лэдд, проводила долгие часы, изготовляя маски-слепки лиц своих клиентов, расспрашивая их о желаемых изменениях и воспроизводя на бумаге предполагаемый облик. На основе старых фотографий и пожеланий раненых она, в меру своих творческих сил и способностей, изготовляли уже из гальванизированной меди маски, которые должны были скрыть все последствия ранения. Некоторые ветераны стремились не только замаскировать свои потери (подбородка, носа, глаза, ушей, челюсти и т.д.), но и улучшить свой облик по сравнению с тем, что у них был до трагедии. Часто пациенты использовали как образец портрет погибшего на фронте английского поэта Руперта Брука. Анна, демонстрируя свои работы сомневающимся, говорила, что «внешность больше не источник меланхолии для пациентов или печали для их родственников и друзей». За эту работу она была награждена орденом Почётного легиона.

Созданию специализированной студии предшествовало знакомство с Фрэнсисом Дервентом Вудом (Francis Derwent Wood), который взял под руководство отделение в лондонском госпитале, получившее у пациентов прозвище «Магазин оловянных носов». 

Через некоторое время после знакомства с его работами американка начала производить собственные. Она делала слепки лиц клиентов и воспроизводила их на бумаге, прежде чем создавать маски из гальванизированной меди, которые потом покрывались эмалью цвета человеческой кожи.

Маски весили 100-250 граммов и были, как заметила одна посетительница парижской студии, «тоньше визитной карточки». Прикосновение металлической маски к коже на ранах было неприятным, и мало кто носил ее с удовольствием, но социальный эффект перевешивал все страдания. Один француз признался Лэдд: «Женщина, которую я люблю, больше не находит мой облик отталкивающим». Личная жизнь многих налаживалась, и мысли о самоубийстве (а его совершили многие искалеченные) отступали. У маски, однако же, имелись и другие недостатки. Она не старела, как остальные части тела, и не могла выразить эмоции, оставаясь пугающе безжизненной. Срок ее жизни был недолгим, всего несколько лет – под воздействием дождя, пота, слез она трескалась и ломалась.

Несмотря на ажиотаж, работа Анны Лэдд и Дервента Вуда над изготовлением масок была недолгой. В 1919–1920 гг. и лондонская, и парижская студии были закрыты. Известно, что в Париже к концу 1919 г. успели изготовить 185 масок, в Лондоне точное число их неизвестно, но Вуд начал работать раньше и выделка изделий у него была более быстрой.

Американка Анна Коулман Лэдд переехала обратно в Нью-Йорк уже в 1919 г., о чем сожалели многие ее французские коллеги.

Метки

Поделиться


В соц.сетях
rss fb vk

-
-